Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете
работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на
все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное
поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность
нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность
класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно
бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на
ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим
правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно
приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и
соблюдать правила поведения на уроке.
Правило 2
Старайтесь
подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю
"двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". Какие ошибки еще допускают
начинающие учителя?
Есть
хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе
принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить
правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном",
"не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали
сами дети, а не учитель!
Во-первых, вы
дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых,
замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется
нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас
(например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.
И будьте
последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в
планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в
силу каких-то обстоятельств.
Правило 3
Главное в шумном
классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким
учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет
вам следующие действия.
Правило 4
Постарайтесь
загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой.
То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.
Правило 5
Еще одно
действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут
смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте:
подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью,
невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не
источник вечной головной боли.
Правило 6
Ведите урок
интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет
привлекать внимание.
В пример можно привести опыт одного заслуженного
учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского —
учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать:
"А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"
Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а
к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для
Маяковского была, как вызов обществу.
То же касается и остальных этапов урока — активно
используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте
мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только
видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите
анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру.
Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на
"создание хаоса".
Правило 7
Найдите для каждой
темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания
практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание
детей.
Правило 8
Всегда в начале
урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую
ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной
для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как
решилась поставленная задача.
Правило 9
Бывает, что класс шумный
по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько
лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного
коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план
урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то
задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным
вопросом.
- используйте
приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если
предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать
слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала.
Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если
класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите
ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно
предусмотрите время для проведения физкультминутки
(сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в
мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка
как-то привязана к теме урока.
Кстати,
в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом
постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Правило 10
Если предмет
гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на
свежем воздухе, в музее или в актовом зале.
Правило 11
Можно применять
систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за
ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего
урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три
правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2
балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум
не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение,
например.
Это сложно, но,
во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс
отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!
Правило 12
Никогда не
кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает
отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?
Правило 13
Любите свой
предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то
интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить
материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже
"заразятся" вашей любовью.
И напоследок.
Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный
класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе
начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих
силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель
русского языка и литературы, стаж 15 лет.
Немає коментарів:
Дописати коментар