Миф 1. «Среди брошенных детей нет ни одного здорового»
В самом деле, редкий детдомовский ребенок имеет запись в медицинской карте «практически здоров».
В самом деле, редкий детдомовский ребенок имеет запись в медицинской карте «практически здоров».
Все дети имеют социально-педагогическую
запущенность, нарушения развития речи, многие – ЗПР (задержку
психического развития). Практически у всех детей наблюдаются
невротические реакции, высокая тревожность, агрессивность,
неконтактность, часто встречаются энурез, нейродермиты, гастриты и
прочие психосоматические заболевания. Обыденное сознание объясняет это
просто: «Гены, что вы хотите. Какие родители, такие и дети». Это
объяснение очень удобно, но оно столь же бесполезно. Оно не помогает
понять, что делать.
Чтобы понять, нужно разобраться в истинных причинах особого состояния оставленных родителями детей. Это – опыт эмоциональной депривации, одиночества и никому ненужности в домах ребенка, опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери своей семьи, состояние полной неопределенности в жизни.
Практически все расстройства здоровья и поведения, которые мы наблюдаем, – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Миф 2. «Плохая наследственность»
Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий, что ребенка можно полностью переделать под себя. Это приведет к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул», оказался «не тем». Есть 33 особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности. Важно, чтобы принимающие родители были готовы признать и принять это. Но стоит помнить, что генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека.
Гены вызывают сильнейшую тревогу, так как повлиять на них невозможно. Бояться генов, с одной стороны, естественно – ведь они не в нашей власти, с другой, бессмысленно – по той же самой причине. Отрицать их тоже нет смысла – стремление «обтесать» ребенка под себя, игнорировать все его отличия от вас ничем хорошим не кончается. Но гены определяют лишь скорость возникновения зависимости, если человек начнет пить. А выбор: начать пить или нет, делает сам человек, и выбор во многом определяется тем, есть ли у него в жизни поддержка, есть ли за спиной любящая семья.
Чтобы понять, нужно разобраться в истинных причинах особого состояния оставленных родителями детей. Это – опыт эмоциональной депривации, одиночества и никому ненужности в домах ребенка, опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери своей семьи, состояние полной неопределенности в жизни.
Практически все расстройства здоровья и поведения, которые мы наблюдаем, – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Миф 2. «Плохая наследственность»
Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий, что ребенка можно полностью переделать под себя. Это приведет к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул», оказался «не тем». Есть 33 особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности. Важно, чтобы принимающие родители были готовы признать и принять это. Но стоит помнить, что генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека.
Гены вызывают сильнейшую тревогу, так как повлиять на них невозможно. Бояться генов, с одной стороны, естественно – ведь они не в нашей власти, с другой, бессмысленно – по той же самой причине. Отрицать их тоже нет смысла – стремление «обтесать» ребенка под себя, игнорировать все его отличия от вас ничем хорошим не кончается. Но гены определяют лишь скорость возникновения зависимости, если человек начнет пить. А выбор: начать пить или нет, делает сам человек, и выбор во многом определяется тем, есть ли у него в жизни поддержка, есть ли за спиной любящая семья.
Миф 3. «Ребенка из детского дома берут только те, у кого своих нет»
Общественное мнение меняется медленно. До сих пор многие убеждены, что ребенок из детского дома – это последняя возможность семье стать «полноценной». Этот миф приносит немало вреда и детям, и семьям. Поскольку он заставляет воспринимать принимающую семью как «ущербную», это подталкивает семью к сокрытию «неправильного» происхождения своего ребенка, к соблюдению тайны усыновления.
Миф этот вреден еще и тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка, ведь это «только для бездетных». Между тем именно они могли бы стать прекрасными замещающими родителями, поскольку опыт позволит им меньше беспокоиться и получать больше радости от общения с ребенком.
Миф 4. «Главное – сироту хорошо обеспечить»
Если человеку давать все, что ему нужно, он вырастает потребителем. Он не будет знать, откуда это берется и каким трудом это добывается. Бывают, конечно, моменты, когда обеспечить ребенка необходимым и достаточным – действительно главное, потому что иначе ребенок не выживет. Но кроме материальных благ, семья дает ребенку чувство защищенности. Детям нужны не столько вещи, сколько отношения – прочные и близкие. Только это дает устойчивость в мире и силы жить.
Общественное мнение меняется медленно. До сих пор многие убеждены, что ребенок из детского дома – это последняя возможность семье стать «полноценной». Этот миф приносит немало вреда и детям, и семьям. Поскольку он заставляет воспринимать принимающую семью как «ущербную», это подталкивает семью к сокрытию «неправильного» происхождения своего ребенка, к соблюдению тайны усыновления.
Миф этот вреден еще и тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка, ведь это «только для бездетных». Между тем именно они могли бы стать прекрасными замещающими родителями, поскольку опыт позволит им меньше беспокоиться и получать больше радости от общения с ребенком.
Миф 4. «Главное – сироту хорошо обеспечить»
Если человеку давать все, что ему нужно, он вырастает потребителем. Он не будет знать, откуда это берется и каким трудом это добывается. Бывают, конечно, моменты, когда обеспечить ребенка необходимым и достаточным – действительно главное, потому что иначе ребенок не выживет. Но кроме материальных благ, семья дает ребенку чувство защищенности. Детям нужны не столько вещи, сколько отношения – прочные и близкие. Только это дает устойчивость в мире и силы жить.
Миф 5. «Ребенок будет нам благодарен»
Принимающие родители, для которых это убеждение имеет большое значение, бывают неприятно удивлены, не получая от ребенка никакой благодарности. Но ведь благодарность – очень сложное чувство, которое формируется почти к самому концу детства (а у многих бывает не сформировано и во взрослом возрасте). Маленький ребенок все происходящее с ним принимает как должное. Кстати, именно обида на неблагодарность нередко заставляет родителя самого нарушить тайну усыновления: возмущенный поведением подросшего ребенка, он в запальчивости выкладывает правду. По-настоящему благодарны (конечно, уже во взрослом возрасте) бывают те приемные дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый опыт.
Миф 6. «Взять ребенка – значит усыновить»
Усыновить – значит полностью самим решать все возможные проблемы со здоровьем, развитием, учебой, содержанием ребенка. Не всякой семье это по силам.
Долгое время другие формы семейного устройства практически не развивались. Но в последнее десятилетие положение изменилось. Стала шире использоваться неродственная опека, начала активно развиваться система патронатного воспитания. Последнее предполагает, что в заботах о ребенке семья не остается одинокой, она постоянно может рассчитывать на помощь со стороны службы по устройству детей. Уже на стадии принятия решения семья постоянно взаимодействует со специалистами, проходит специальную подготовку, может обсудить свои сомнения и тревоги. Существуют разные возможности семейного устройства, их нужно знать и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и семьи, а также с учетом всех.
Принимающие родители, для которых это убеждение имеет большое значение, бывают неприятно удивлены, не получая от ребенка никакой благодарности. Но ведь благодарность – очень сложное чувство, которое формируется почти к самому концу детства (а у многих бывает не сформировано и во взрослом возрасте). Маленький ребенок все происходящее с ним принимает как должное. Кстати, именно обида на неблагодарность нередко заставляет родителя самого нарушить тайну усыновления: возмущенный поведением подросшего ребенка, он в запальчивости выкладывает правду. По-настоящему благодарны (конечно, уже во взрослом возрасте) бывают те приемные дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый опыт.
Миф 6. «Взять ребенка – значит усыновить»
Усыновить – значит полностью самим решать все возможные проблемы со здоровьем, развитием, учебой, содержанием ребенка. Не всякой семье это по силам.
Долгое время другие формы семейного устройства практически не развивались. Но в последнее десятилетие положение изменилось. Стала шире использоваться неродственная опека, начала активно развиваться система патронатного воспитания. Последнее предполагает, что в заботах о ребенке семья не остается одинокой, она постоянно может рассчитывать на помощь со стороны службы по устройству детей. Уже на стадии принятия решения семья постоянно взаимодействует со специалистами, проходит специальную подготовку, может обсудить свои сомнения и тревоги. Существуют разные возможности семейного устройства, их нужно знать и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и семьи, а также с учетом всех.
Немає коментарів:
Дописати коментар